Психология – это наука о себе
На этом сайте вы найдете мои статьи о психологии, о мудрецах прошлого и настоящего, о методе Бронникова Вячеслава Михайловича и не только...

Всё

Я беру с дерева ароматное садовое яблоко, которое уже налилось соком так, что стало почти прозрачным, откусываю кусочек и жую, ощущая его настоящий вкус, сочную мякоть. Кто жует это яблоко, кто наслаждается его вкусом? Если кто-то скажет, что это не яблоко, а слива, например, я покручу пальцем у виска, потому что всем и каждому ясно, что это именно яблоко.

Я жую, и я наслаждаюсь. Но кто «Я»? «Я» — это мое тело. Тело состоит из рук, ног, туловища, головы, внутренних органов и т.д. Нога — это не «Я». Если бы я была ногой, то все видели бы меня как ногу. Рука — это не «Я», голова — это не «Я», печень — это не «Я». Если дальше рассматривать само тело, то оно состоит из молекул, атомов, нейронов, протонов и т.д. Ученые пришли к выводу, что неделимых частиц не существует. То есть мое тело — это пространство, в котором с бешенными скоростями движутся частицы.

Мой ум — это поток мыслей, тонкоматериальных объектов, которые тоже движутся с огромной скоростью в пустоте. Ум не находится в теле, его не видно. Так что же такое «Я»? «Я» — это наименование, данное совокупности частиц, движущихся в пустоте. Но оно все-таки существует, потому что имеет номинальные характеристики: определенную форму, рождение от определенных родителей, родственные и социальные связи и т.д.

Это касается не только «Я», а всех существующих объектов, явлений. Чтобы появилась радуга на небе, нужны капли воды в воздухе, которые под действием света раскладываются на спектр цветов. Радугу нельзя попробовать на ощупь, до нее нельзя добраться. Ее на самом деле нет, но она существует. Все, что есть, имеет взаимозависимое происхождение.

Я не имеет самосущностной основы, за ним на самом деле ничего не стоит, кроме образов, мыслей, событий прошлого, которые проходят, как сон. Мы были детьми, а потом пришла молодость, пройдет и она... Наше «Я» — это радуга, потому что все попытки найти его не приведут к успеху.

В этом состоит смысл медитации на пустоту: пустота — не как отрицание, не как пустое пространство, а пустота от самосущностности всех явлений. Стол не имеет самосущностной основы. Он состоит из ножек, столешницы, крепежных деталей. Ни одна ножка не является столом, иначе стол был бы ножкой, и мы бы видели его как ножку. Значит стол — совокупность взаимозависимых частей, которые имеют наименование: «стол». Но стол имеет номинальные характеристики стола, потому что все человечество знает его как стол.

Стола на самом деле нет как чего-то незыблемого, устойчивого, это просто наименование, как и наше «Я», которое является совокупностью взаимозависимых характеристик, но оно существует на относительном уровне. В абсолютном смысле — «Я», как и стол, просто пустота. Его нельзя найти, обнаружить.

Как может человек чувствовать себя уверенно и спокойно в мире, в котором он не может найти сам себя? В абсолютном смысле мир пуст, он существует только на относительном уровне как взаимозависимые объекты, не имеющие самосущности. Когда «Я» исчезает как нечто прочное и незыблемое, человек приходит к самому себе, обретая спокойствие и равновесие.

Опубликовано: 18 августа 2020, 23:29

OlgaLysenkova.ru

Задайте вопрос психологу и получите ответ бесплатно
Пройдите консультацию по Skype, WhatsApp или Viber
Узнайте, что значит для меня быть психологом