Хорошая память - это диагноз
Помню в школе самым трудным делом для меня было выучить стихотворение. Я откладывала это до самой ночи, потом заучивала, но утром перед школой мне нужно было опять повторить все стихотворение, иначе в школе у доски я уже половину не помнила.
Со временем еще в школе, но особенно в институте на экзаменах, выученная нужная страница учебника, конспекта фотографически всплывала в памяти, чтобы потом бесследно исчезнуть навсегда.
Легче запоминались образы, чем цифры и слова, поэтому не нравилась история с ее многочисленными датами и литература со стихами, но очень нравилась математика, потому что в ней больше образов, чем цифр. Нравились логические доказательства, поняв принцип которых можно было легко воспроизвести весь процесс даже очень большого доказательства от начала до конца, не напрягая память.
Запоминалось то, что нравилось, то, что вызывало ассоциации, то есть выборочно, поэтому оценки были неравномерные и очень разные. Хорошо помню одного из редких разумных преподавателей одной из математических дисциплин. Он ругал тех студентов, которые пытались запоминать и все время нас учил, что не нужно забивать голову всевозможной информацией, которая есть в справочной литературе. Учил нас, студентов, как находить нужную информацию, тогда еще в книгах и разрешал пользоваться любой литературой на экзаменах.
Все остальные учителя и преподаватели требовали заучивать предметы и зорко следили на экзаменах, чтобы никто не пользовался шпаргалками. К счастью после каждого экзамена большая часть информации безвозвратно улетучивалась из моей головы, чтобы в нее можно было впихнуть что-то новое.
Человек, который имеет хорошую память, складывает в свой интеллектуальный багаж всю информацию, которую получает. Пространство ума заполняется информационными штампами, шаблонами, формулировками. Они высекаются, как на граните и уверенно используются при необходимости. С возрастом в такое заполненное пространство, как в битком набитую кладовку, невозможно вложить ничего нового. Да и не нужно, потому что такой человек уже заранее знает ответы на все возникающие вопросы, он уверен, что знает все.
Уверено только невежество. Багаж знаний — это старые пыльные вещи, сваленные в кладовку человеческой памяти. Чтобы стать разумным, нужно освободить кладовку от всего хлама, стать незнающим. Более того, освобождать каждое мгновение, становясь чистым листом. Тогда в освободившееся пространство может войти новое и необходимое, которое даст ясность и понимание того, что в данный момент происходит.
В наше замечательное время быстро меняющейся информации, человек с хорошей памятью будет накапливать знания, дипломы, не понимая, почему он, такой знающий не может найти им применение в жизни. Умный не значит разумный. Умный накапливает старые знания, а разумный понимает, что, чем больше он узнает, тем меньше знает. Сократ в конце жизни сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». Процесс познания бесконечен, как бесконечна наша Вселенная.
- предыдущая запись
- О молодости
- следующая запись
- 187 из 247
Комментарии
Добавить комментарий